Litus

Yakuza 0

Кадзума у нас труп, возможно криминал, по коням!
Серия Yakuza, она же Ryū ga Gotoku, она же "Подобно Дракону", хоть и является третьим по прибыльности тайтлом Sega, уступая лишь таким мастодонтам как Sonic и Puyo Puyo, совсем непопулярна не только в России, но и на Западе. Почему? Конечно можно списать все на восточный колорит серии, который сложнее воспринимать обычному игроку, но я считаю, что это просто глупая отговорка. Дело в том, что Sega абсолютно никак не продвигают игру нигде, кроме Японии, в Европе игры серии выходят со стабильной двухлетней задержкой, а в России так и вообще это КОНСОЛЬНАЯ ИГРА, в которой НЕТ ЛОКАЛИЗАЦИИ. Ну, раз Сега не хочет рассказывать вам, почему стоит познакомиться с приключениями Дракона Додзимы, то сегодня об этом расскажу я. Тем более, что буквально вот-вот вышла нулевая часть серии, которую смело можно назвать лучшей. И да, Yakuza 0 ДЕЙСТВИТЕЛЬНО вышла на PS3/PS4 еще в 2015-м, но только к концу января 2017-го добралась до прилавков европейских и русских магазинов. А в августе 2018 игра вышла и на ПК. В тексте будет совсем малое количество спойлеров, так что читайте на свой страх и риск.
Первое бревно, которое бросается в глаза сразу после начала игры — графон.
Он, ну, как бы полегче сказать. Пастген, вот. Yakuza 0 на Playstation 4 выглядит как обычный такой тайтл с PS3, у которого убрали мыло, и то не везде. Сначала вообще охреневаешь, потому как идешь по узким улочкам одного из районов Токио (об этом поподробней позже), а вокруг бетонные коробки вместо домов, скопипащенные кучи мусорных пакетов и пешеходы, и те самые прекрасные лесенки на некоторых текстурах. И все это на фоне прекрасных моделек персонажей, которые в версии для PS4 видимо переехали из катсцен, красочных неоновых вывесок на каждом шагу и огромного количества других деталей.
Все это перестает быть важным, когда дело доходит до сюжета и драк.
В отличие от других игр-песочниц, на первом месте здесь стоит именно сюжет. И это офигительная криминальная история, местом действия которой является Япония 1988-го года. Именно в этом году Кацухиро Отомо подарил миру "Акиру", Хаяо Миадзаки со студией Ghibli завоевали миллионы сердец анимой "Мой Сосед Тоторо", а цены на недвижимость почти достигли своего максимума, который случился в 1989 году, когда цена за 1 квадратный метр недвижимости в одном из районов Токио составляла примерно 1 млн. долларов. Спасибо, Википедия
Все это перестает быть важным, когда дело доходит до сюжета и драк.

В отличие от других игр-песочниц, на первом месте здесь стоит именно сюжет. И это офигительная криминальная история, местом действия которой является Япония 1988-го года. Именно в этом году Кацухиро Отомо подарил миру "Акиру", Хаяо Миадзаки со студией Ghibli завоевали миллионы сердец анимой "Мой Сосед Тоторо", а цены на недвижимость почти достигли своего максимума, который случился в 1989 году, когда цена за 1 квадратный метр недвижимости в одном из районов Токио составляла примерно 1 млн. долларов. Спасибо, Википедия
Молодой якудза Кадзума Кирю, как и все приличные японцы на выходных, отправляется побухать с лучшим другом в одном из баров Камурочо — вымышленного района Токио, который является крупнейший центром развлечений не только города, но и всей Японии. Но все резко меняется, когда на следующее утро в новостях Кирю видит труп мужчины, которому он не так давно чесал лицо кулаком в заброшенном переулке. Как оказалось, этот клочок земли — последнее свободное место в районе, цена которого оценивается в несколько миллиардов йен. Нам предстоит бить щщи по колено ввязаться в запутанную историю, узнать кто же подставил Кролика Кирю, как он получил звание "Дракон Додзимы" и зачем всем так нужен этот переулочек. Позднее игроку откроется новый пласт геймплея — свой бизнес, в котором вам придется выкупать недвижимость, вкладывать в нее деньги, назначать менеджеров, и драться с владельцами районов, которых всего пять человек. Ну и получать откаты в виде миллиардов денежных купюр, которые есть куда вкладывать, но об этом ниже.
Но это еще не все! В игре присутствует второй играбельный персонаж — Горо (вставить шутку про руки) Мадзима по кличке "Бешеный пес". Когда-то давно он накуролесил в Камурочо, получил неплохих люлей от своего босса и был сослан в Осаку, другой крупный город Японии, где его заставляют быть менеджером в кабаре. Вместе с ним мы пройдем все круги личного ада, попытаемся вернуться в семью любой ценой, поймем, сможем ли мы пойти на убийство, а также узнаем, как Мадзима стал эдаким Джокером для Бэтмена-Кирю. И это сравнение здесь не только потому что один из героев поехавший, а другой весь из себя за справедливость. В первой и единственной озвученной на английском игре серии, Мадзиму озвучивает Марк Хэмилл! У этого одноглазого паренька кстати тоже открывается свой бизнес, который представляет собой менеджмент кабаре-клуба. Наряжать хостесс, сажать их правильно к клиентам, заказывать алкоголь, приходить на помощь если что-то пойдет не так и все такое. Ну и рубить миллионы йен, да.
Я намеренно не сильно много написал про завязку сюжета Yakuza 0, потому как он действительно очень хорош и я не хочу спойлерить его. Стоит перетерпеть немного странную первую главу, с заданиями типа "НАЙДИ ТАКСОФОН", как игра начинает раскрываться. Тут и прекрасная актерская игра, и это при том, что все говорят по-японски, и шикарно прописанные антагонисты, каждому из которых знаменитые японские актеры подарили лица и голоса, и неожиданные повороты, некоторые из которых буквально выдавливают из вас скупую слезу, и эпичное завершение с обязательным рубиловом в конце. Как будто посмотрел шикарный криминальный сериал. Но, чтобы быть чуть более объективным, стоит сказать про катсцены. Их тут четыре вида: пререндер с полной озвучкой, ингейм-графоний с озвучкой, ингейм-графен с блоком текста и немые пререндеренные катсцены. И мне решительно непонятно, почему в 2018-м (ок, в 2015-м) году нельзя было озвучить ВСЕ, потому что какой-никакой диссонанс это все дело создает.
В отличие от той части игрового процесса, в которой нам предстоит набивать рожи разного рода противникам.Впервые за всю историю серии, в Yakuza 0 у каждого из героев аж по три боевых стиля, которые можно переключать на ходу.
У Кирю это сбалансированный стиль, идеальный для битв с боссами 1 на 1, быстрый, но более слабый, и мощный, но медленный, который идеально подходит для толп противников. На каждый стиль есть по два вида атак, возможность взять оружие в руки, и шкала ярости, которая не только усиливает силу или скорость ваших ударов, но и дает возможность делать специальные приемы, типа добиваний дверцами автомобилей. На первый взгляд ничего особенного для битемапа, но нет. За счет возможности переключения стилей на ходу, а также изучения новых фишек для каждого из трех стилей, в буквальном смысле вкладывая в себя деньги, битвы не надоедают.
У Мадзимы же все намного интереснее. Первый стиль по сути является тем же усредненным, только фишки за шкалу ярости выглядят более сочно, это не сильно интересно, но достаточно эффективно в битвах 1 на 1, особенно с боссами. Второй уже круче. В нем Горо достает бейсбольную биту и начинает вытворять с ее помощью просто форменный беспредел. Идеальный стиль на самом деле, потому что бита не ломается, в отличии от лиц противников. Почти всю игру проходил с ним, так как он помогает спокойно разобраться как с одним противником, так и с целой толпой. Ну и третий стиль самый дикий. В нем вы деретесь брейкдансом. Да, это странно. И да, это очень эффектно.
Если вы думали, что помимо просмотра круто поставленного "кинца" и битья лиц аки Мстящий Боксер, в Yakuza 0 ничего не будет, то не спешите!
Каждый из двух представленных для исследования районов под завязку набит активностями: это и побочные задания, заполненные японской странностью, и всяческие заведения, где можно поесть и восстановить свое здоровье, и секс по телефону (сорт оф), и просмотр софт-порно, и караоке, в котором я провел несколько часов, и клубасик, где можно потрястись, и свой бизнес, и даже аркадные центры "Сеги", в которых вы можете поиграть в такие шедевры 80-х как Space Harrier, OutRun и Fantasy Zone! Побочные истории это вообще отдельный разговор. Каждый из них представляет собой отдельную историю, иногда связанную с другой побочной историей. Каждая из них может быть забавной, но внезапно стать серьезной. В одной из них ты можешь сразиться с отсылкой на Jojo's Bizarre Adventure, а в другом раскрыть подпольную сеть торговцев ношенных труселей школьниц. А если пройти некоторые побочные задания за Кирю, то у вас откроются женские подпольные драки. Я не буду ничего объяснять, просто приложу видео:
Да, это действительно есть в игре
Что можно сказать в итоге?
Yakuza 0 — прекрасная игра. Если вы сможете преодолеть синдром Ваномаса и не обращать внимание на пастгеновую графику, если сможете победить английский язык, то получите замечательную историю, приятные даже на харде бои, огромное количество побочных активностей и свою порцию восточного колорита, будто созданную руками Такеши Китано. Лучшая часть Ryu ga Gotoku до выхода на ПК шестой части и самая веская причина ознакомиться наконец-то с прекрасной серией игр. С недавнего времени не только на PlayStation 3 и PlayStation 4, но и на ПК!
Станислав Литус
Редактор и Великий Мейстер Мемов