Почему с однопользовательскими играми всё в порядке, а засилье мультиплеера - это нормально

Высосанные из пальца скандалы на почве "грядущего исчезновения" однопользовательских сюжетных игр, кажется, не утихают уже лет 10 и прекращаться не собираются.
Видеоигры, как и любая игровая деятельность, всегда подразумевали наличие других игроков
Если вы считаете, что раньше игры все сплошь были рассчитаны на одного игрока, и стали развиваться в многопользовательском ключе только с появлением доступного быстрого интернета, то вы глубоко заблуждаетесь. Либо у вас проблемы с памятью. Ещё самые первые коммерческие видеоигры на аркадных автоматах создавались с рассчётом на то, что либо вы будете играть одновременно с друзьями, либо ваши друзья будут играть после вас, чтобы, например, побить ваш рекорд. И не только потому, что это приносит больше денег создателям (хотя это тоже весомый аргумент), но и потому, что так интереснее самим игрокам. Соревновательность - основа почти любой игры в её первозданном виде. Всё, что изменилось сегодня - это то, что игры стали сложнее и больше, доступнее, и в них может играть параллельно огромное число игроков. Почему вообще появились успешные игры с историями,
рассчитанные на одного игрока, это отдельный интересный вопрос. Скорее всего, это связано с развитием домашних игровых систем, которым была необходима возможность развлекать человека, даже когда он один. В любом случае, люди полюбили "сингл", и игры такого формата со временем стали намного более успешными, чем многопользовательские. С появлением доступного интернета маятник, кажется, качнулся немного назад.
Сингловые игры суперуспешны
За примерами далеко ходить не надо. Назовите мне любой популярный игровой сериал и окажется, что он основан на сингле. Эти игры могут включать в себя мультиплеер, но в корне своём отталкиваются от сюжетной кампании. Assassin's Creed, Call of Duty, Grand The???? Auto, The Legend of Zelda, The Elder Scrolls - список можете продолжить сами. И нет, дело не только в громких названиях. Мы знаем массу примеров успешных инди-игр или игр класса "B" в самых разных жанрах, которые прекрасно чувствуют себя без мультиплеера. Конечно, здесь есть оговорки. Но оговорки неоднозначные. Например, вы можете сказать мне, что Call of Duty многие покупают ради мультиплеера. И это справедливо. Так же справедливо, как и то, что около 70 % игроков сперва в ней всё-таки проходят сингл. Это большая цифра.
Наверняка вы помните историю со стремительным забвением Titanfall, которую не приняли игроки во многом из-за отсутствия сюжетной кампании. В сиквеле это исправили и… игру постигла та же печальная участь, потому что "гении" из Electronic Arts решили выпустить её одновременно с Battlefield 1. Но это уже совсем другая история. Про GTA V тоже можно сказать, что заоблачные продажи обеспечила GTA Online, и это тоже правда и тоже лишь отчасти. Вы же не станете утверждать, что без онлайн-составляющей игра была бы сильно менее успешной?

Все "хорошие сингловые игры", которые из года в год проваливаются, не окупаются вовсе не потому, что они рассчитаны на сюжетное прохождение для одного игрока. Давайте здраво взглянем на ситуацию. По каким играм сейчас плачутся любители "хорошего сингла"? Deus Ex: Mankind Divided и Dishonored 2, кажется, самые яркие примеры. Что это за игры? Это сиквелы, которые слишком похожи на своих предшественников, чтобы привлечь внимание игроков. Точка. Они не плохие. Но они не интересны. Для современного игрока рынок переполнен миллионом различных предложений. Нет ничего странного в том, что он выбирает что-то более свежее и оригинальное. По той же причине, на мой взгляд, в последние годы так заметно угасла популярность Assassin's Creed и Call of Duty, и так тепло принимаются все игры,
которые подают себя как их заменители. Люди устали от ленивых сиквелов. Они больше никому не интересны.
При этом все с радостью раскупают действительно талантливые и уникальные игры, и не важно, являются они частью какого-то крупного сериала или нет. Пробиться в потоке из миллиона ежедневных громких релизов тяжело. Но таковы правила рынка. Ведьмак 3 был выдающимся и никто не помешал CD Project Red получить мировую любовь, признание и крупную прибыль. За Skyrim люди готовы платить даже спустя 6 лет, покупая его на всех возможных платформах, а там мультиплеером и не пахнет.
Люди готовы платить большие деньги за качественный сингл
Ярчайшие примеры - это работа Sony и Nintendo. У первой все эксклюзивные игры с большими бюджетами являются сюжетными. Талантливыми и высококачественными. И они с лихвой окупаются, несмотря на наличие на платформе огромного числа мультиплатформы и в том числе мультиплеерных игр. Модель по созданию таких эксклюзивов для продвижения игровых систем работает очень успешно. Люди действительно до сих пор готовы покупать ради них консоли.

Nintendo же блестяще выступила в этом году с The Legend of Zelda: Breath of the Wild и Switch, выпустив новую портативную (а я напомню, что они "мертвы") игровую платформу с одной игрой на старте и добившись огромного успеха. Люди с большим энтузиазмом начали раскупать консоли. Почему? Да потому что игра того стоила. Конечно, покупая Switch, люди думали не только о "Зельде", но и о грядущих релизах и перспективах платформы. Но подтолкнула их к покупке здесь и сейчас именно эта игра. Какие ещё вам нужны доказательства?
Игроки разные
Это самый банальный и самый верный ответ на вопрос о том, почему сюжетно ориентированные игры будут всегда. Огромное число игроков обожают сингл. Точно так же, как огромное число игроков обожают мультиплеер. Делать выводы о состоянии игровой индустрии на основе действий конкретных компаний глупо по одной простой причине: чаще всего они слепо бегут туда, где им кажется, что есть деньги. И разбивают себе нос об стену. Сейчас одна из самых громких тем в индустрии - это киберспорт, вокруг которого якобы крутятся большие деньги, хотя процент от всего видеоигрового рынка у них мизерный. Потому что основа индустрии - это домашний гейминг на консолях.
Конечно, существует масса прибыльных и успешных многопользовательских проектов, только большинство разработчиков слепо пытаются копировать их, повторять за другими, и поэтому их игры проваливаются и в них играет три с половиной человека. За последние годы таких примеров было, кажется, даже слишком много.

Похожая история и с мобильными играми, про которые ещё недавно все кричали, что это будущее, потому что там много лёгких денег. И где они теперь? Нет, деньги-то конечно там есть (как и везде), но далеко не для всех и не навсегда. Сингловые игры никуда не денутся, потому что они всегда интересны людям. Просто в какой-то момент их стало слишком много, а качество зачастую оставляло желать лучшего. Люди покупают только те игры, в которых уверены. И это очень умело использует та же Sony.
Компании готовы вкладываться в сингловые игры
Будем отталкиваться от истории с недавним закрытием студии Visceral Games. Это будет гадание на кофейной гуще, но я всё-таки глубоко убеждён, что дело совсем не в деньгах. Почему? Да потому что если студия ещё 6 лет назад приносила одни лишь убытки (хотя продажи у Dead Space 2 были хорошими, и проблема возникла исключительно из-за недальновидного издателя), и впоследствии раз за разом выпускала недостаточно успешные продукты, а издатель был крайне недоволен их работой, тогда зачем им поручили такой крупный и ответственный проект по вселенной «Звёздных Войн» с Эми Хэнниг в придачу?

Даже если их работа действительно не устраивала Electronic Arts раньше, издатель всё равно посчитал, что стоит дать им шанс на создание сюжетной игры с большим бюджетом и знаковыми лицами в команде. Если это не показатель веры крупных компаний в сингл, то что же тогда? Если студию закрыли, а проект передали в руки других людей, значит что-то пошло в их работе не так. Если бы дело было в деньгах, то Visceral бы просто не поручили эту работу. И никто, конечно, не заявлял, что студию закрыли потому, что EA не интересуют одиночные игры. Это придумали дурачки, которые любят вопить в интернете по поводу и без. Сомневаюсь, что после перехода в руки другой студии проект вдруг станет многопользовательским. Хотя, если они будут начинать работу с нуля, то возможно, конечно, всё что угодно.
Вывод: в индустрии всё нормально, перестаньте передёргивать. Спасибо.
Андрей Ласкин
Автор рецензий и "Истории Игровой Индустрии"