История Игровой Индустрии

Пилотный выпуск
Часть 1. Вступительное слово
Кто бы что ни говорил, но индустрия видеоигр является на сегодняшний день одной из самых современных, быстроразвивающихся, прогрессивных и перспективных, а её продукты представляют собой потрясающее сочетание всех достижений современной технологии и культуры. Над созданием интерактивных развлечений работают одни из самых выдающихся творцов современности, а отголоски влияния видеоигр на другие виды искусства очевидны даже людям, очень от них далёким.
К разработке крупнейших игровых проектов привлекается огромное количество людей из самых разнообразных областей, причём как технического, так и гуманитарного характера. Программисты создают мощную техническую основу будущих произведений, композиторы пишут выдающиеся саундтреки, дизайнеры создают внешний облик персонажей и виртуальных миров, которые нам предстоит посетить, сценаристы пишут потрясающие истории, не уступающие признанным шедеврам кинематографа и литературы, профессиональные актёры дарят героям не только свои голоса, но и зачастую натурально играют их, после чего, благодаря специальным датчикам, все их движения и эмоции адаптируются под игровые модели и передаются персонажам игры. По уровню постановки и режиссуры лучшие видеоигровые произведения давно стоят на одном уровне с лучшими представителями кино, а уникальные особенности и возможности игрового формата позволяют делать истории глубже и увлекательнее для конечного потребителя, который не просто наблюдает за ходом событий, но и принимает в них активное участие, а иногда даже может на них повлиять. Это и многое другое давно позволяет нам говорить о видеоиграх как о настоящем современном искусстве.
Сегодня люди, интересующиеся игровой индустрией, достаточно хорошо осведомлены о том, какие процессы в ней происходят, как она развивается и к чему постепенно идёт, но мало кто знает, с чего начался долгий и увлекательный путь видеоигр и как они пришли к тому, что мы наблюдаем сейчас. Мало кто в действительности осознаёт, насколько большое влияние видеоигры оказали на мир и развитие технологий ещё в те времена, когда индустрия находилась только в зачатке; насколько сильно они стимулировали и продолжают стимулировать научно-технический прогресс.
Кто знает, быть может, если бы 17-летний Стив Джобс после ухода из колледжа не попал на работу в компанию Atari, с которой ему помогал его друг Стив Возняк, мир никогда не увидел бы компании Apple.

Игровая индустрия стимулировала появление и активное развитие микропроцессоров, способствовала возникновению и бурному росту отрасли домашних компьютеров и даже косвенно причастна к появлению интернета. Сегодня же мы видим активное развитие технологий виртуальной и дополненной реальности, начало которому положили именно видеоигры. И это лишь то, что лежит на поверхности.
Конечно, мы не будем слишком уж подробно останавливаться на всех аспектах развития индустрии и детально рассматривать каждую тему под микроскопом. Все интересующие вас подробности и уточнения вы всегда сможете найти в других доступных источниках. Мы просто пробежимся по самым важным и интересным этапам её истории, поговорим о ключевых компаниях и людях в индустрии, ну и, конечно же, затронем множество важных игр, навсегда оставивших свой след и изменивших представление об интерактивных развлечениях.
Начать же я предлагаю с семидесятых годов прошлого столетия - эпохи игровых автоматов. Вы, конечно, можете справедливо возразить, что первые видеоигры появились гораздо раньше, и о них тоже следовало бы поговорить. Конечно, эта тема так же весьма интересна, но стоит учитывать важную деталь. В рамках данной рубрики мы будем рассматривать видеоигры в первую очередь как индустрию. А первые коммерческие игры появились именно на игровых автоматах, где они и превратились в настоящий бизнес. Именно в семидесятых годах они вышли за пределы научных лабораторий и появились в общественных местах, доступными для всех желающих и, соответственно, стали популяризироваться. Вслед за этим начал формироваться рынок и крупнейшие игроки на нём, игры начали приносить деньги и начала развиваться отрасль.
Истоки зарождения первых игр мы, наверное, рассмотрим в будущем. Сегодня же мне бы хотелось рассказать об игре, положившей начало новой индустрии, и о её создателе, впервые превратившем видеоигры в серьёзный бизнес, Нолане Бушнелле.
Часть 2. Нолан Бушнелл. Computer Space & Galaxy Game
Нолан Бушнелл родился и вырос в самой обыкновенной семье в городе Огден неподалёку от Большого Солёного озера в штате Юта. С раннего детства его привлекала научная фантастика и все новые технические достижения того времени. Он был самым юным радиолюбителем в штате и очень любил мастерить всевозможные механизмы из подручных средств для своего развлечения. Огромное количество времени Нолан проводил в гараже, занимаясь воссозданием футуристических механизмов из фантастических книг.
Во времена своего обучения в школе и колледже он подрабатывал в парке развлечений в своём родном городе, где со временем стал управлять залом игровых автоматов. Во многом, это определило его будущую карьеру и судьбу. После окончания колледжа Бушнелл поступил в Университет штата Юта, где активно занимался изучением инженерного дела, экономики, бизнеса и философии.
В то время во многих университетских городках по всей Америке молодёжь была увлечена одной из первых компьютерных игр для мейнфреймов PDP-1 - Spacewar! Это был простенький космический шутер на двоих игроков, созданный в 1962 году аспирантом Массачусетского технологического института Стивом Расселом. Само собой, Нолан Бушнелл не был исключением из правила и так же влюбился в эту игру во времена своего обучения в университете.

Хорошо зная, сколько денег приносят игровые автоматы и насколько интересна людям новая игра, он сложил у себя в голове два и два и пришёл к идее создания упрощённой версии Spacewar! для аркадного автомата.
В 1968 году Бушнелл окончил учёбу и переехал в Калифорнию, где получил должность инженера в подразделении компьютерной графики компании Ampex Corpora????on. Параллельно основной работе, он создавал упрощённую версию Spacewar! в комнате своей дочери, которую он превратил в самую настоящую домашнюю лабораторию.

Когда Бушнелл услышал новость о том, что компания Data General Nova выпустила на рынок компьютер стоимостью в $ 3.995, он, вместе со своим коллегой Тедом Дэбни, начал проектировать на его основе свой будущий игровой автомат.

К несчастью, очень быстро выяснилось, что мощностей этого компьютера недостаточно, поскольку обновление экрана происходит слишком медленно, из-за чего разработка проекта серьёзно затянулась. Не сильно помогли улучшить производительность и сделанные на заказ комплектующие для автомата.
Когда же все технические проблемы были решены, Бушнеллу было необходимо найти дистрибьютора, который бы занялся производством, распространением и выводом на рынок его игрового автомата.

Через своего стоматолога он познакомился с менеджером по продажам компании Nutting Associates, которая как раз и занималась производством подобных развлекательных устройств, в частности пинбол-машин и автоматов-викторин.

В августе 1971 года Бушнелл перешёл в Nutting для завершения работы над игрой и дал ей окончательное название Computer Space в честь автомата компании под названием Computer Quiz и, конечно же, игры Spacewar!
По итогам встречи каждая команда посчитала результат своей работы более достойным и они разошлись.
Когда до него дошли вести о том, что два студента из Стэнфордского университета Билл Питтс и Хью Так так же занимаются адаптацией Spacewar! для игровых автоматов, он пригласил их в офис Nutting для сравнения двух проектов и решения их дальнейшей судьбы.

Через несколько недель, в сентябре 1971 года, те самые студенты выпустили свою игру под названием Galaxy Game и установили автомат с ней неподалёку от Стэнфордского университета. Это был первый монетный игровой автомат, установленный в публичном месте. Игра пользовалась настолько большой популярностью, что люди буквально часами стояли в очереди, чтобы поиграть в неё.
В ноябре же и Нолан Бушнелл вместе с компанией Nutting выпустили свою игру Computer Space и установили первый автомат с ней в баре Dutch Goose рядом со всё тем же Стэнфордским университетом. Galaxy Game стала первой в мире коммерческой аркадной игрой. Computer Space же стала не только первой коммерчески успешной видеоигрой в истории, но и подтолкнула Нолана Бушнелла к превращению видеоигр в серьёзный бизнес, благодаря чему, впоследствии, он станет первым из поколения сверхуспешных деятелей в сфере высоких технологий и основателем одной из самых быстрорастущих компаний в истории.
Продолжение следует...
Андрей Ласкин
Автор рецензий и "Истории Игровой Индустрии"