Долгожданный глоток свежего воздуха

Рецензия на Assassin's Creed Origins.

Ubisoft сделала то, что казалось уже невозможным. Окончательно всем надоевший, утративший всякое доверие у игроков и топтавшийся на месте на протяжении пяти лет игровой сериал получил новое дыхание и сделал решительный шаг вперёд. Возвращение сюжета в глубокое прошлое, эксперимент с плавной сменой жанра, заново собранные и переосмысленные механики и изменение подхода к наполнению открытого мира делают «Истоки» одной из самых интересных частей серии.
Assassin's Creed Origins - это самая масштабная и самая красивая игра во франшизе, сосредоточившаяся наконец на самом главном: работе с эпохой, историей, культурой, мифологией, верованиями и колоритом выбранного места действия и его обитателей.
Открытый мир
Главная особенность «Истоков» состоит в сосредоточении внимания не столько на основной сюжетной линии и нескольких конкретных героях, как это было раньше, сколько на всём мире Эллинистического Египта и населяющих его людях. Реализуется это посредством множества дополнительных заданий, которые стали опорой повествования и инструментом для лучшей ориентации игрока в незнакомой обстановке, а также способом мягко направить его в самые любопытные места, заслуживающие особого внимания.

Такие миссии тесно переплетены с основной историей, дополняют её и друг друга, благодаря чему перед вами предстаёт наиболее полная картина происходящих событий. Часто действующими лицами в них становятся люди, с которыми Байек пересекается по ходу сюжета, и их истории таким образом получают прямое логическое продолжение и помогают как лучшему раскрытию персонажей, так и добавляют деталей миру игры.
И хотя большинство дополнительных заданий всё-таки используют совершенно новых героев и знакомят с уникальными представителями разных слоёв общества, разных народов, и с самыми разными проблемами, каждая история старается быть неповторимой и выполнена с не меньшим старанием, чем миссии основного сюжета.
Отныне каждая миссия в открытом мире - это отдельное небольшое сюжетное приключение со своими героями и уникальными событиями.
Конечно, это было бы невозможно, если бы дополнительные задания, как и прежде, состояли из одних и тех же повторяющихся бесконечное число раз задач, и не сопровождались никаким историческим или ситуационным контекстом.
В «Истоках» буквально нет ни одного повторяющегося задания. Конечно, в корне своём они состоят из знакомых целей: убей, найди, укради, помоги, спаси, принеси. Но неповторимая подача и красивая обёртка позволяют на протяжении всего прохождения скрывать от игрока сущностную однотипность и приносить искреннее удовольствие от прохождения, каждый раз чем-нибудь удивляя.
Ну а для того, чтобы вы этого великолепия не пропустили, Ubisoft воспользовались маленькой хитростью: системой уровней. Каждой сюжетное задание требует определённой степени прокачки героя. Так что вы при всём желании не сможете просто пробежать игру от точки А до точки Б, а будете вынуждены исследовать мир, общаться с его обитателями, путешествовать, охотиться, сражаться на арене, и, самое главное, попутно изучать образ мыслей и жизни людей и их отношение к происходящим событиям.

Но не стоит переживать слишком уж сильно. Если поначалу игра настаивает на том, чтобы вы углубились в самостоятельный поиск приключений, то ближе к прохождению половины сюжета она всё больше сосредотачивается на основном повествовании и старается не растягивать искусственно историю и не отвлекаться от самых захватывающих её эпизодов.
Кроме того, открытый мир в Assassin's Creed наконец-то перестаёт быть безжизненной декорацией, мимо которой нужно скорее бежать к иконкам на карте, чтобы стало интересно. У всех NPC есть расписание, по которому они живут, несколько вариантов поведения и способов взаимодействия между собой, а случайно генерируемые и постановочные происшествия находят вас сами буквально на каждом шагу.
Все квестовые персонажи и предметы существуют в мире игры всегда, независимо от игрока. Вы можете даже не подозревать о том, что выполняете какую-либо задачу одной из дополнительных миссий. Путешествуя по миру и занимаясь своими делами, вы периодически будете натыкаться на квестовые предметы или даже убивать квестовых противников. Если же вы возьмёте соответствующее задание, то Байек просто скажет во время диалога, что уже сделал это недавно, и цель будет считаться выполненной.

К тому же, все дополнительные миссии существуют вне каких-либо рамок и ограничений в том смысле, что вы можете выполнить часть целей одной истории, не закончить её и просто пойти делать что угодно другое. Все персонажи и предметы просто продолжат существовать в мире игры и ждать, когда вы к ним вернётесь.

Но намного интереснее то, что дополнительные миссии учитывают сюжетный контекст. В зависимости от того, на каком этапе основной истории вы находитесь, в игре появляются новые задания, герои которых переживают последствия произошедших событий и напрямую на них ссылаются. Таким образом игра формирует у вас в голове очень чёткую картину происходящих изменений в обществе и жизни людей, а соответственно и глубже погружает в атмосферу эпохи.
Прохождение дополнительных заданий является неотъемлемой частью «Истоков»,
поэтому использование микротранзакций и игнорирование сайдквестов способно по-настоящему убить весь игровой опыт, аннулировать львиную часть истории и, соответственно, удовольствия от её изучения у тех, кто в игры предпочитает не играть, а пробегать их. И если альтернативой покупке читов за реальные деньги во всех играх серии станет получение уникального игрового опыта и открытие новых граней истории, то я не имею ничего против таких изменений. «Истоки» - отличный пример дорогостоящей сюжетной игры с использованием микротранзакций, непосредственно влияющих на геймплей, когда довольны и те, кто не прочь заплатить, и те, кто предпочитает добиваться всего самостоятельно. И не переживайте, никаких особенных проблем с получением опыта и новых уровней у обычных игроков в Origins не возникнет.
В конце концов, было бы преступлением не заикнуться о том, что Египет в «Истоках» просто невероятно красивый. Пожалуй, это самая впечатляющая визуально игра во всей серии. Если вы считали Париж и Лондон, воссозданные в масштабе один к одному, вершиной мастерства художников и дизайнеров Ubisoft, то будьте уверены, что они способны вас ещё разок приятно удивить.

Главное чувство, которое испытываешь при открытии каждого нового региона и посещения каждого нового города - это восторг. Потрясающая, невообразимо прекрасная архитектура величественных сооружений, плавно перетекающая в воодушевляющие горные или речные пейзажи, вызывает искреннее и неподдельное восхищение, а покорения каждой новой горной вершины, исследования каждой новой уникальной постройки оказывается слишком мало, чтобы утолить жажду исследования, и ты вынужден во весь опор скакать поскорее в ещё неизведанные края, чтобы объять необъятное, увидеть всё и побывать
везде. В Египте попросту некогда перевести дух.
А ручная орлица главного героя по имени Сену ещё и позволяет оценить все возможные виды с высоты птичьего полёта, поэтому эстетическое наслаждение от исследования (хотя и ограниченного) мира можно получать совершенно не напрягаясь. И очень полезной она оказывается во время длительных поездок Байека. Обычно я отправляю лошадь автоматически нести героя к выбранному приключению, а сам переключаюсь на Сену, оглядываю величественные просторы вокруг и подглядываю, куда же занесёт меня следующее путешествие, и что же я хочу в первую очередь там посетить.
Сюжет
Сюжет в игре наконец-то старается держать марку. Если Unity куда-то торопилась и ужасно скомкала всё, что хотела рассказать, а Syndicate вообще превратился в откровенную пародию на ассассинов и тамплиеров, то Origins возвращается в адекватное русло с плавным введением новых героев и их постепенным раскрытием через личные отношения и переживания по поводу происходящих глобальных событий. И хотя история мести в качестве катализатора и идея с выслеживанием некоторого количества жертв, которых необходимо убить в разных городах, поначалу могут вызывать неприятные ассоциации и раздражать, очень скоро всё это отходит на второй план и повествование приобретает совершенно другую
тональность. Те события, которые позволяет пережить игра, те личности, бок о бок с которыми проводят время её герои, сглаживают все недостатки и не вызывают желание придираться по пустякам.

Из действительно серьёзных сценарных упущений я могу отметить лишь очередную неудачную попытку возрождения истории, развивающейся за пределами «Анимуса», и не оправдавший ожиданий Орден Древних. В первом случае мы наблюдаем просто очередной фарс. Ужасно плоская и отталкивающая главная героиня, одно малюсенькое происшествие за всю игру, скука, уныние и безыдейность. Во втором случае - действительно большая проблема.
Трейлеры представляли Орден Древних таинственной полумифической и очень могущественной организацией, тайно управляющей фараоном и всем Египтом. Её члены носили стильные маски и представляли огромную потенциальную опасность. На деле же оказалось, что о происхождении организации игра не рассказывает, её члены маски не носят и чаще всего не особенно скрываются, а цели у них до боли примитивные и ничего грандиозного за ними, увы, не стоит. Просто очередные плохо прописанные тамплиеры. В игре они просто цели, которые необходимо устранить, чтобы вернуться к истории Цезаря, Клеопатры и Птолемея.

Ubisoft почему-то не считает, что раскрытие сути одного ордена логично показать через сопоставление с другим, а характеры героев и их мотивация не в последнюю очередь определяются тем, кому и по каким причинам они противостоят.
Из интересного стоит отметить, что большое значение в «Истоках» приобрела мифология и верования египтян, которые сквозной нитью проходят через всю историю , и отражают мироощущение всего народа Египта, выражающееся в культовых постройках, обрядах, искусстве и образе жизни. Местами это может противоречить здравому смыслу, поэтому любители "реализма" в играх найдут повод повозмущаться, но это неотъемлемая часть эпохи и культуры народа, без которой правильно передать её колорит было бы попросту невозможно. Тем более, что всё это подаётся весьма увлекательно и придаёт истории особенное очарование.
Геймплей
«Истоки» - это всё ещё Assassin's Creed со всеми присущими сериалу механиками. Как и полагается, геймплей в игре основан на тех же трёх китах, что и обычно: паркур, бои и стелс.

Первый изменился не сильно. Разве что анимации в сравнении с Unity и Syndicate стали намного проще и реалистичнее, а также появилась возможность лазать по масштабным горным поверхностям. Зато, в отличие от двух предыдущих игр, здесь он воспринимается совершенно иначе, потому что он к месту. Если в рамках Франции XVIII века паркур и акробатика вписывались уже плоховато, а в лондонских приключениях ассассинов от него и вовсе избавились, заменив на крюк-кошку для стремительных перемещений по крышам (потому что даже этот бред смотрелся уместнее), то в Египте за пару десятков лет до нашей эры он кажется как никогда кстати. Во многом поэтому от него наконец-то получаешь искреннее удовольствие.
Боевая система же оказалась довольно простенькой по своей сути, но зато на удивление разнообразной. В её основе - система уровней, щит, оружие ближнего и дальнего боя и увороты. По факту, в битве первостепенное значение имеет только ваше положение в пространстве относительно противников. Чаще всего их много, бьют они больно, одновременно, и любят использовать различные атаки и применять дальнобойное оружие, пока вы отвлечены кем-то другим. Решает исход сражения то, как вы себя поведёте, в какой последовательности будете истреблять врагов, насколько изобретательно используете все имеющиеся у вас инструменты, обстановку, и как быстро будете стратегически перемещаться по локации. И хотя видов оружия и атак мало, да и противников наверное в районе десятка, игра генерирует миллион разнообразных ситуаций именно потому, что вы можете сражаться по-разному. При необходимости можно победить даже врагов с намного более высоким уровнем, если включить смекалочку и проявить немного терпения. Не последнюю роль играет и прокачка, открывающая доступ к новым способностям и инструментам взаимодействия с противниками, причём как людьми, так и животными.
Стелс важен как никогда, потому что чаще всего приходится сталкиваться с противниками, обладающими более высоким уровнем, и с ними лучше не рисковать, особенно когда их много. Из возможностей для пряток остались только кусты да свист для привлечения внимания, поэтому чаще всего приходится просто подкрадываться сзади или нападать сверху. Никаких убийств из-за укрытий больше нет.

Зато отлично помогает орлица Сену, которая помечает сверху местоположение всех врагов и их уровень, чтобы вы могли планировать свои шаги и выстраивать дальнейшие действия исходя из этого. Кроме того, она и сама способна отвлекать на себя противников, что бывает полезно как при скрытном прохождении, так и в открытом бою.

Кроме вышеперечисленного из нововведений в геймплее я могу отметить разве что очень удобный "автопилот" скакунов, которые несут Байека куда нужно, не заставляя игрока лишний раз напрягаться, да несколько мелочей, перекочевавших из других игр компании, вроде возможности приручения различных животных. Всё это мало влияет на общую картину, но само наличие подобных возможностей делает игру намного разнообразнее.
Вердикт
Assassin's Creed Origins - одна из лучших игр в серии, долгожданный глоток свежего воздуха и действительно новое дыхание для франшизы. Это проект с одним из самых красивых и интересных открытых миров, уникальным сеттингом, захватывающей историей на фоне эпохальных событий и увлекательным и разнообразным геймплеем на несколько десятков часов прохождения. Assassin's Creed наконец-то вернулся таким, каким был на пике своей популярности: огромным, сильным, уверенным, направленным в будущее и вдохновляющим. Если это не результат счастливой случайности, а плод искренних стараний Ubiso???? по возрождению своей самой знаменитой франшизы, то можно с уверенностью сказать, что Assassin's Creed в будущем может не только вернуть себе былую силу и славу, но и превзойти всё, чем он был когда-то. Может быть просто не стоит торопиться выпускать игру каждый год?
Андрей Ласкин
Автор рецензий и "Истории Игровой Индустрии"